суббота, 3 декабря 2011 г.

Посмотреть: Полночь в Париже

Оригинальное название: Midnight in Paris.

Если у вас сложилось стойкое убеждение, что список фильмов Каннского фестиваля 2011 года следует издавать с подзаголовком "... или от чего следует держаться подальше" - то нет, не всё так однозначно: "Полночь в Париже" Вуди Аллена тоже побывал в Каннах в этом году, хотя и вне конкурсной программы. Оно и понятно: в конкурсной части, рядом с "Меланхолией", о которой я уже писал, или со "Спящей красавицей", о которой, возможно, ещё напишу, тонкому, умному и оптимистичному фильму Аллена делать нечего. 

"Полночи..." вполне довольно, чтоб немедленно понять, насколько хорошо и умело Вуди Аллен делает своё дело, и насколько ему это нравится. Отсюда - предельно уважительное отношение к работе - во всем, в продуманности деталей, в диалогах, в узнаваемости персонажей. Весь фильм - ощущение целостности и завершённости,  ничего лишнего, ничего не упущено. Если кино - искусство режиссёрское, то Аллен - один из бесспорных образцов профессионализма. Можно, конечно, пооправдывать "сложным периодом" нудятину и ляпы, да только для зрителя эти сложности едва ли должны быть важны. Ну правда, почему я  должен сначала узнать, что там в жизни у Триера, а потом в этом контексте смотреть его фильм? Сложный период?  Ну так поменяй место жительства или дозу, сходи в запой или Тибет, сделай паузу. Иначе как-то выходит неуважительно - и к нам, простым деньгоприносителям, и к самому себе,  и приходится провоцировать скандалы, привлекая внимание и вымаливая оправдания типа "ему сейчас нелегко". 

Почему ещё "Полночь..." вне конкурса (вообще вне, не только Канн-2011), а заодно и почему смотреть:

  • Герои Аллена очень живы и очень жизнелюбивы. Даже Хемингуэй, который в "Полночи..." вроде как пребывает в депресии, делает это как-то очень легко и непринуждённо, депрессия - явно не повод для нормального человека не выпить хорошего вина в хорошей компании. Тем паче в Париже. Ну как с такими настроениями на фестиваль, где так возлюбили полудохлых полоумцев?
  • Париж здесь такой, что любящие этот город просто обязаны посмотреть фильм. 
  • В фильме много диалогов. Многоплановых, сложных, человеческих диалогов. Глубокомысленного молчания, переставления предметов, пауз, заполненных незнамо чем и незнамо зачем тут нет. Здесь всё там и так, где и как должно быть.
  • Банально до предела, но в последнее время как-то вышло из моды: автору нравятся его персонажи. Поэтому каждый из них написан и сыгран так, что все - поголовно - вызывают симпатию. Сколь бы смешны, нелепы или примитивны ни были бы.
  • Не знаю, насколько достоверно показана атмосфера, в которой рождалось великое новое искусство 20 века, но очень хочется верить, что она была именно такой. Может, это вера самого Аллена?
  • Последнее, но не по значению: Марион Котильяр ожидаемо хороша, Оуэн Вилсон приятно удивил, а Карла Бруни поразила до глубины души. 
N.B. смотреть нужно либо без, либо с очень хорошим переводом, иначе потеряется многое.


2 комментария:

  1. А есть ли хороший перевод на известном сайте? И как определить? Без перевода пока смотреть сложно...

    ОтветитьУдалить
  2. могу ошибаться, но там как раз нехороший перевод.

    ОтветитьУдалить